«Грязные танцы» — культовая американская мелодрама 1987 года с участием Патрика Суэйзи и Дженнифер Грей, повествующая о сближении двух молодых людей из разных социальных слоёв на почве увлечения бальными танцами. Изначально задумывавшаяся как малобюджетный фильм, картина стала одной из наиболее кассовых в прокате, собрав более 170 миллионов долларов в год выхода на экраны. По состоянию на 2009 год, фильм заработал 214 миллионов долларов по всему миру, став первым фильмом для домашнего просмотра, копий которого купили в количестве около полумиллиона.
Саундтрек к фильму стал платиновым диском, а композиция «Time of my life» получила «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая песня», а также премию Грэмми за лучший дуэт. Фильм породил приквел «Грязные танцы 2: Гаванские ночи» а также мюзикл «Грязные танцы».
Сюжет
Летом 1963 года семнадцатилетняя девушка из обеспеченной семьи Фрэнсис Хаусман по прозвищу Беби проводит каникулы с родителями в пансионате. Родители назвали её в честь Фрэнсис Перкинс — первой женщины в кабинете министров США. Беби мечтает изучать экономику развивающихся стран в колледже Маунт Хольок. После окончания учебы она мечтает работать в Корпусе мира Корпус мира. Отец Беби когда-то лечил хозяина пансионата, Макса Келлермана.
Случайно увидев выступление танцоров, Беби, как завороженная, смотрит на их выступление. Вечером она, помогая одному из сотрудников персонала нести арбузы в служебный корпус, оказывается на вечеринке обслуживающего персонала, где её поражают их танцы, которые в корпусах гостей вряд ли можно встретить. Через пару минут появляется та самая пара танцоров, которые так понравились Беби накануне. Парень, благодаря которому она попала на вечеринку, знакомит её со своим кузеном Джонни, красивым профессиональным танцором, искушённым в вопросах жизни и любви. Джонни недоволен её появлением, поскольку гостям пансионата не место на таких вечеринках. Вечеринка продолжается и танцуют там весьма свободные танцы. Беби впечатлена. Джонни, обратив на неё внимание, даёт ей краткий урок этих странных сексуальных танцев. Затем Беби случайно узнаёт о том, что Пэнни, партнерша Джонни по танцам, беременна от официанта Робби. Она кипит от негодования, ведь Робби обманывает и её сестру Лизу, которая по уши влюблена в симпатичного мальчика. Пэнни хочет сделать аборт, но у неё нет денег. Беби предлагает ей свою помощь в виде отцовских денег.
Отец даёт ей деньги, несмотря на то, что Беби так и не призналась, куда пойдут его деньги. Мотивируя тем, что он доверяет своей дочери, отец отдаёт Беби необходимую сумму. Беби приносит деньги Пэнни, но та сначала отказывается, потому что принять её могут только в тот день, когда она должна выступать с Джонни в соседнем отеле, она не может подвести его. Беби предлагает, чтобы кто-нибудь заменил Пэнни, но Джонни резко отвечает ей, что они пытались, но ни у кого не получилось. И иронично предлагает Беби заменить Пэнни. На что Пэнни неожиданно для Беби соглашается и поддерживает идею Джонни. Беби начинает тренировки, но поначалу у неё не всё ладится. Ведь ей необходимо освоить много новых па. Но постепенно всё налаживается, так же как и возникающая симпатия между главными героями. Джонни и Беби выступают в соседнем отеле в Шелдрейке, где Пэнни и Джонни выступают ежегодно.
Их выступление в Шелдрейке прошло достаточно хорошо, хотя Беби слишком нервничала и не смогла полностью исполнить танец. Когда Беби и Джонни возвращаются в Келлерман, они узнают, что подпольный аборт Пэнни был проведен непрофессионалом, и в результате этого её мучают дикие боли. Беби приходит к отцу среди ночи с просьбой о помощи. Отец Беби помогает Пэнни, но в суматохе решает, что Пэнни была беременна от Джонни и запрещает Беби иметь что-либо общее с ним и его друзьями. Он в ярости высказывает Беби свои претензии в том, что она предала его доверие. Беби расстроена, но, переживая за несправедливо обвиненного Джонни, уходит к нему, где просит его потанцевать с ней, танец заканчивается ночью любви. Одна из бывших женщин Джонни, заметив, что у него появилась другая девушка, делает так, что Джонни оказывается обвиняемым в краже бумажника у гостей отеля. Не желая подводить Беби, у которой и так проблемы с отцом, он не в состоянии обеспечить себе алиби. Чтобы спасти любимого мужчину от увольнения, Беби признаётся, что он не виноват, потому что она была с ним в ту ночь. Джонни оправдали, но всё-таки уволили за отношения с гостьей пансионата. И он вынужден уехать, не исполнив прощального танца сезона, который был каждый год. Беби расстроена, что, несмотря на её поступок, Джонни всё равно уволили. Однако он говорит, что благодаря ей смог понять, что «Есть люди, готовые постоять за других людей, независимо от того, сколько они стоят».
В кульминационной сцене фильма Джонни, даже будучи уволенным, возвращается на сцену, чтобы выполнить заключительный танец сезона с Беби. Протягивая руку в сторону своей любимой, он произносит самую известную цитату фильма «Никто больше не посадит Беби в угол». Джонни ведёт девушку на сцену, прерывая концертную программу. После короткой речи, Джонни и Беби ослепляют зрителей потрясающим танцем на песню «Время моей жизни» и заканчивают его высокой поддержкой, которую Беби раньше не смогла исполнить, но сделала сейчас в первый раз. Доктор Хаусман извиняется перед Джонни за своё поведение, случайно узнав от Робби, кто был истинным виновником беременности Пэнни. (Робби случайно признался в содеянном ранее, во время разговора с доктором Хаусманом). Фильм заканчивается продолжением танца, и комната превращается в ночной клуб, где все — и персонал, и посетители, — танцуют вместе.
Производство
Сценарий фильма в значительной степени основан на собственной истории сценариста Элеоноры Бергстен. Она являлась младшей дочерью еврейского врача из Нью-Йорка и в свое время провела лето со своей семьей в пансионе CatsKills, участвовала в соревнованиях по «Грязным танцам», и все вокруг называли ее Беби. В 1980 году Элеонора написала сценарий к фильму Майкла Дугласа. Но по причине слишком сильной эротической подоплеки и не найденного консенссуса, сценарий не был утвержден окончательно. Затем сценарист создала новый сценарий, где упор был исключительно на танцы. В 1984 году она бросила исполнительного продюсера MGM и начала сотрудничать с Линдой Готлиб. Элеонора закончила сценарий в 1985 году. Основные действия развернули в 1963 году. Характер Беби был списан с самой Бергстен, а прототипом Джонни стал Майкл Террас, учитель танцев из CatsKills, которого автор сценария повстречала в пансионате при написании сценария. Окончательный сценарий фильма был отклонен несколькими студиями повторно.
В качестве хореографа Бергстен выбрала Кенни Ортега, который был учеником легендарного танцовщика Джина Келли. В выборе декораций для съемок сценаристы не могли найти ничего подходящего в Catskills, поэтому они решили снимать в двух местах: на озере Приманка в Северной Каролине и Горном озере курорт Возле Роанок, штат Вирджиния. При монтаже совершенно не заметно, что места находятся не рядом.
Награды
1987 (60-я церемония) — Премия Оскар за лучшую песню.
Золотой глобус (1988 год):
Награда: Лучшая песня — «(I’ve Had) The Time of My Life»
Номинация: Лучший фильм (комедия или мюзикл)
Номинация: Лучшая мужская роль (комедия или мюзикл) (Патрик Суэйзи)
Номинация: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) (Дженнифер Грэй)
Интересные факты
На протяжении всего фильма Джонни и Бэйби постоянно носят очень контрастные цвета: она одета в светлых тонах, а он — в очень темных.
Фильм снимался летом, но сцена с поддержкой снималась в октябре. Так как листья на деревьях уже поменяли цвет, съёмочной команде пришлось красить листья на заднем плане, и если хорошенько приглядеться, то можно заметить несколько пропущенных мест
Танец, который Патрик Суэйзи и Дженнифер Грэй исполняли в любовной сцене, фактически был их танцем с кинопроб и в общем-то не планировался быть включенным в фильм.
Знаменитая сцена, где Джонни и Бэйби ползут по полу навстречу друг другу, не планировалась в фильме. Актёры просто дурачились и разминались перед съёмками танцевального номера, но режиссёру так понравились эти кадры, что их решили оставить в фильме.
Исполнителям главных ролей в фильме — семнадцатилетней Бэйби и «юноши» Джонни — на самом деле было 27 и 35 лет.
По результатам опроса на сайте myfilms.com цитата «Никто не загонит Бэби в угол» (англ. «Nobody puts Baby in the corner») заняла десятое место в списке самых любимых реплик кинозрителей. В голосовании приняли участие более 2000 посетителей сайта.
Саундтрек
Time of My Life (Instrumental Version) — John Morris Orchestra, The
Big Girls Dont Cry — Frankie Valli & The Four Seasons
Merengue — Michael Lloyd & Le Disc
Some Kind of Wonderful — Drifters, The
Johnnys Mambo — Michael Lloyd & Le Disc
Do You Love Me — Contours, The
Love Man — Otis Redding
Wipeout — Surfaris, The
These Arms of Mine — Otis Redding
De Todo Un Poco — Michael Lloyd & Le Disc
Cry to Me — Solomon Burke
Trot the Fox — Michael Lloyd & Le Disc
Will You Love Me Tomorrow — Shirelles, The
Kellermans Anthem — Emile Bergstein Chorale, The
Time of My Life (Instrumental Version) — John Morris Orchestra, The
Be My Baby — Ronettes
Where Are You Tonight? — Tom Johnston
Stay — Maurice Williams & The Zodiacs
Hungry Eyes — Eric Carmen
Overload — Zappacosta
Hey Baby — Bruce Channel
Love Is Strange — Mickey & Sylvia
You Don't Own Me — Blow Monkeys
Yes — Merry Clayton
In The Still Of The Night — Five Satins
Shes Like The Wind — Patrick Swayze
(Ive Had) The Time Of My Life — Bill Medley & Jennifer Warnes